![]() |
![]() |
![]() ![]()
В раздел "CCTV – реалии и перспективы" | К списку разделов ВИДЕОДЕТЕКТОРЫ – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. ГРАНИ ИНТЕЛЛЕКТА (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)Руцков М.В.
ЗАГЛЯНЕМ В СЕБЯ Как же мы заблудились в трёх соснах: летаем в космос, ныряем в бездну океанских глубин, и совершенно забыли о том, что мы и есть обладатели самого великого творения Природы – мозга человеческого! Нам бы себя изучить, не отходя от собственного тела, и создать суперсистемы видеонаблюдения. А мы практически засорили лексикон словом “интеллектуальный”, разбрасывая его - и направо, и налево. Невольно возникает вопрос: а что это такое - интеллект? Смотрим в энциклопедию: “интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида”. Туманно как-то. Да простят меня философы – буду сам излагать, но только отталкиваясь от реальных фактов научных исследований в области нейрофизиологии и психологии. Итак, вот что утверждает лауреат Нобелевской премии, нейрофизиолог Дэвид Хьюбел : “Головной мозг содержит 1012 (миллион миллионов) клеток - по любым понятиям число астрономическое; хотя я не знаю, подсчитывал ли кто-нибудь число клеток в печени человека, было бы удивительно, если бы в ней было меньше клеток, чем в нашем мозгу. И все же никто никогда не скажет, что печень так же сложна, как мозг”. Очевидно, что речь идёт о клетках, обрабатывающих информацию – нейронах, а не о клетках-кирпичиках внутренних органов. Что и подтверждается дальнейшим изречением учёного: ”Более веский аргумент в пользу сложности мозга можно усмотреть в соединениях между его клетками. Обычная нервная клетка (нейрон) получает эту информацию от сотен или тысяч других клеток и в свою очередь передаёт информацию сотням или тысячам нейронов”. Можно ли найти рукотворный аналог такой сложности? Нет, не создали пока. Так как же работает вся эта армада нейронов? Опираясь на данные многочисленных исследований, в научных кругах сложилось мнение, что примерно только 5-10% нейронов головного мозга задействовано на уровне нашего сознания, а вот вся оставшаяся, “подводная часть айсберга” – подсознание. Переводя с философского языка на технический, можно сказать, что сознание - это интерфейс между нашим “Я” и внешним миром. Интерфейс достаточно развитый: это логическое и образное мышление, речь, обработка сенсорной информации от органов чувств, управление всеми частями нашего тела и многое другое. Однако задачи, решаемые на уровне нашего сознания, достаточно просты и фактически не выходят за рамки конструкции – “if-goto”. Действительно, трудно себе представить что, расхаживая с умным видом по комнате (как в кинокомедии “Весна) и повторяя сакраментальную фразу: “Масса солнца равна двум книтиллионам тонн”, можно придумать новую теорию или хотя бы какой-нибудь алгоритм видеодетекции. Или весь день просидеть, размышляя на тему: “Если электрон так же неисчерпаем, как и атом, то исчерпаемы ли те штуковины, из которых он сделан?” Конечно, путём только логических рассуждений невозможно создавать шедевры в области науки, искусства, экономики, политики и естественно в сфере безопасности. Для этого нужен интеллект, который как раз и сидит в нашем подсознании. В течение всей жизни в него (в подсознание), как в бездонный колодец, валится информация из внешнего мира, раскладываясь “по полочкам” и превращаясь в индивидуальную базу знаний. Мало того, наше подсознание живёт своей жизнью, постоянно перерабатывая все накопленные данные. Как оно взаимодействует с сознанием - одному богу известно, мы можем только догадываться. В очень упрощённом виде это выглядит примерно так. Сознание являет собой маленького и далеко не умного начальника, который пытается все проблемы решать командно-административными мерами. И вот когда он зацикливается на решении очередной задачи, выходящей за пределы её понимания, то следует знаменитое – что делать? Этот призыв, в конце концов, доходит до подсознания, а именно до подчинённых – очень умных, всёзнающих, талантливых, но абсолютно неуправляемых ребят, занятых самосовершенствованием. Те как бы нехотя отвечают: “Вот сейчас всё бросим, и пойдём помогать”. Затем они всё-таки берутся за дело, реализуя народную сказку: “Иди спать, утро вечера мудренее, завтра все твои желания исполнятся”. Кстати Менделеев свою таблицу во сне увидел. А как быть, если цейтнот и времени на сон уже нет? Вспоминаю гениального шахматиста, чемпиона мира - Михаила Таля, который поведал удивительную историю. В одной из партий за шахматную корону, он попал в абсолютно безнадёжную ситуацию, время истекало – решения не было. Вдруг неожиданно пришёл бегемот Корнея Ивановича Чуковского и в голове начала крутиться единственная фраза: “Ох, тяжёлая эта работа - из болота тащить бегемота”. Бегемот во весь мозг – полный паралич сознания. А потом бегемот ушёл, и руки сами собой стали передвигать фигуры. Это тот самый случай, когда цена вопроса была столь высока, что подсознание в аварийном режиме, не дожидаясь пока сознание, пойдёт спать - просто заблокировало его бегемотом и без помех решило проблему. А вообще есть много вариантов торможения сознания, с целью выхода из состояния ступора – у кого как. Например, изобретатель упомянутого “робота-зазнайки” для реализации своих идей применял пиво. Полностью поддерживаю, а от себя добавлю – очень помогает ещё и рок-музыка, Alice Cooper в частности. Мне даже иногда кажется, что он в некотором роде соавтор моих алгоритмов. Всё это замечательно, одно лишь надо чётко понимать - если нет конкретных знаний, и в голове пусто, то не будет: ни озарений, ни прозрений, ни интуиции, да и вообще ничего не будет, сколько пива ни пей и рок-музыки, ни слушай. Поэтому, как завещал один известный мыслитель, надо – учиться, учиться и ещё раз учиться! А мозг человеческий, как раз этим и занимается – самообучением. Ключевым свойством этого процесса, является ассоциативность. Информационное воздействие извне вызывает в мозге каскад ассоциаций с целью отыскания аналогий, как ответной реакции. Если ответ не стопроцентный, то отличительные признаки изменяют уже имеющуюся в памяти информацию, либо в сторону её обобщения, либо - наоборот, в сторону разъединения на независимые аналогии, в соответствие с объективной реальностью, которая, кстати, тоже может заблуждаться. Выглядит это примерно так.
ТАМ КТО-ТО СИДИТ И СМОТРИТ В ТЕЛЕВИЗОР
Ну, тогда позвольте и мне высказаться. Конечно, никакого телевизора в голове у нас нет, да и сидеть там некому, кроме мозга, который: смотрит на мир (нашими широко раскрытыми глазами), анализирует эту видеоинформацию и принимает соответствующие решения. Очень условно можно выделить три базовые функции работы зрительного аппарата: бессознательная видеодетекция, обнаружение объектов и распознавание ситуаций.
Ещё дольше детектируются сложные объекты, состоящие из простейших. Примерно так: “Вас будет ждать мужчина в кепке, в голубых джинсах и белых красовках, в клетчатом пиджаке, галстук-бабочка, на лице тёмные очки, в правой руке бутылка кваса”. В данном случае требуется уже напряжённая работа нашего сознания, чтобы собрать все эти особенности в единое целое. Однако по мере тренировок, обнаружение часто встречающихся объектов переходит на бессознательный уровень. Взять хотя бы чтение. Сначала мы учимся узнавать буквы по взаимному расположению составляющих элементов, затем читаем слова по буквам (они уже узнаются автоматически), далее начинаем “проглатывать” слова целиком, как иероглифы. Ну и, наконец – машинально читаем текст, думая совершенно о другом, а прочитанное просто напрямую “проваливается” в наше подсознание. Однако самое интересное заключается в том, что всё это рано или поздно неожиданно всплывает из памяти, приводя нас в восторженно-недоуменное состояние – “И почему я такой умный – откуда знаю?”. А теперь высший пилотаж – распознавание ситуаций. Для большей ясности сразу расскажу реальную историю, которая случилась со мной лет так, пять назад. После одной из встреч с силовиками и демонстрации им видеодетектора движения, состоялся следующий диалог: “Скажите, пожалуйста, а Ваша система может распознать человека с оружием? Это как? Ну, вот идёт человек в пиджаке, а карман оттопырен”. Да уж, выражение моего лица приняло соответствующий вид (рис.1), и мне как разработчику стало жутко – какая ж гигантская пропасть лежит между нашим желаемым и действительным! Причём, нет ни доли сомнения, что мозг профессионала реально может решать такие задачи. Только вот формального описания данного процесса, мы не дождёмся. Можно лишь эмоционально охарактеризовать некоторые элементы анализируемой ситуации: “неадекватное поведение”, “блуждающий взор”, “вороватое озирание по сторонам”, “подозрительная ухмылка”, “вертлявая походка” и т.д. и т.п. Как запрограммировать это – непонятно, не получается известными методами! Поэтому, писать учебники на данные темы недостаточно – надо всё показывать натурально, в реале или в виде клипов: как обнаружить слежку, как выявить террориста в толпе или как предупредить давку на стадионе - и многое, многое другое. Это – сверхсложные задачи, решение которых возможно только на уровне подсознания. Именно здесь и проявляется наш интеллект, профессионально натренированный на распознавание нетривиальных ситуаций. Поэтому интеллект, сам по себе, крайне специализирован. Та же домохозяйка обладает кулинарным интеллектом – ей достаточно мельком взглянуть на сковородку с котлетами, чтобы скомандовать - переворачивать, интеллектуальное крестьянское видение подскажет - сеять пора, интеллект оперативного работника примет решение – надо брать, а криминальный интеллект, безошибочно углядит очередную жертву в толпе – “извините, сами мы не местные …”. Такие вот чудеса, ну что тут скажешь, остаётся лишь восхищаться нашим мозгом – “Хорошо сидит – глубоко глядит!”. А сами-то мы, где сидим, с нашими хвалёными “интеллектуальными“ системами видеонаблюдения? Вот этим и займёмся. Продолжение следует В раздел "CCTV – реалии и перспективы" | К списку разделов
|
![]() ![]() ![]() ![]()
|